Дистанционный урок литературы по произведению Василя Быкова «Сотников»

Добрый день, уважаемые семиклассники!

Сегодня мы проведем с Вами урок литературы дистанционно.

Тема урока: Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников».

Все задания, которые Вы встретите в этом уроке будут выделены курсивом. Будьте внимательны! Ответы на эти задания нужно будет разместить в комментариях к этой записи. 

Ход урока.

Один наш урок уже был посвящен этому произведению. И на том уроке мы старались подробно пересказать сюжет этой повести. А сегодня мы постараемся найти ответ на вопрос: почему в одних и тех же обстоятельствах один погибает как герой и остаётся в благодарной памяти людей, а другой идёт на предательство. Мы постараемся осмыслить истоки подвига и героизма и задумаемся над их смыслом; постараемся дойти до истины: каким же должен быть человек, чтобы прожить жизнь достойно.

Немного об авторе.

Василю Быкову было 19 лет, когда он отправился на фронт.

Это писатель, неизменно верный одной теме — теме войны. В его повестях нет широких военных панорам и количество действующих лиц, как правило, невелико. Писатель утверждает, что его задача — «исследовать не самое войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен.

Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодёжи.В середине 50-х годов обращается к теме войны.Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

Жизненная основа повести.

В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство.

  1. Согласны ли Вы с тем, что этот эпизод лёг в основу повести «Сотников»?
  2. Если Вы помните, действия повести происходят в течение 2 суток. Как Вы думаете, почему автор сжимает действие до такого краткого временного промежутка?
  3. От чьего имени автор ведёт повествование? Сверьтесь с текстом.

Помимо того, что действия сжаты до 2х дней, можно выявить еще несколько важных особенностей в этом произведении. Выпишите их в свою тетрадь:

  • Локальность места действия;
  • Сосредоточенность его на малом участке;
  • Краткая временная протяжённость действия;
  • Необязательная насыщенность его динамикой событий;
  • Небольшое количество действующих лиц (перечислите в тетради);
  • Глубокая психологическая характеристика стремлений, переживаний, мотивов поведения персонажей.

Герои Быкова.

Это обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной. Он изображает массовый героизм обыкновенных людей, которые отстояли завоевания социализма в страшном противоборстве с фашизмом. Его главный герой — рядовой великой битвы. На материале военных событий писатель ставит серьёзные нравственные проблемы: что такое героический поступок, когда все обстоятельства оборачиваются против человека?

4. Вспомните 2-х главных героев повести и составьте на них характеристики по следующим пунктам:

  • Портрет, физическое состояние;
  • Социальное происхождение;
  • Как оказался в партизанском отряде?

Проблема нравственного выбора.

Вот мы и приблизились к главному вопросу, который беспокоит, пожалуй, каждого читателя этой повести.  Но прежде, чем ответить на этот сложный вопрос, вспомните эпизоды из плена. В этом Вам помогут следующие вопросы:

— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

— Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака?

5. А теперь дайте ответ на главный вопрос этой повести: Почему же так вышло, что Рыбак и Сотников, оказавшись в одинаковом положении, настолько по-разному проявили себя? Почему один выбрал путь самопожертвования и героизма, а другой выбрал путь трусости и предательства?

Вывод. 

Быков пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость побед. Писателя интересует то жестоко — суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота.

Герои Быкова просты на первый взгляд, но через их характеры раскрываются важные черты народной войны. Поэтому хотя в центре всего несколько эпизодов и действуют два — три героя, за ними ощущается масштаб всенародной борьбы, в которой решается судьба Родины.

Быков изображает войну как жестокую беспощадную проверку внутренней сути людей. Её нравственные уроки должны помочь нам в сегодняшних наших проблемах. Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную, об этом и говорят нам образы Сотникова и Рыбака.

Спасибо за урок!

Домашнее задание: Написать рассказ о Великой Отечественной войне (минимальный объем 1,5 печатных страницы 14 шрифтом Times New Roman), выслать рассказ в печатном виде на электронную почту учителя helvid@mail.ru в срок до 10 мая.

7 comments

  1. Екатерина Звонцова написал(а):

    1. Да, согласна. Потому что это решение Быкова круто перевернуло сюжет, и если бы он не согласился стать полицаем, он тоже бы погиб со всеми, не став предателем в глазах Сотникова и остальных. И его бы не заставили убивать своего товарища.
    2. Потому что если бы они сидели в подвале, к примеру, несколько дней, и их всё это время пытали и допрашивали, рассказ стал бы более длинным и менее интересным во время этих нескольких дней допросов. И к тому же, следователь успел их опросить за одну ночь и понять, кого «ликвидировать», а кого, возможно, оставить служить Германии.
    3. Рассказ ведётся от лица автора – Василя Быкова.
    4. а) У Сотникова тощая, туго подпоясанная фигура. Несмотря на мороз, он в шинели и пилотке. Ему 28 лет. Болеет, все тело больное и простуженное, сильно кашляет. Подстрелен полицаем в ногу.
    б) Сотников окончил учительский институт и работал учителем в школе. В 1939 году его призвали в армию. Служил артиллеристом, был командиром батальона.
    в) В самом начале войны Сотников попал в окружение, и после неудачных попыток пробиться через линию фронта оказался в партизанском отряде.
    а) Рыбак – напарник Сотникова. Но его раздражает болезнь Сотникова и необходимость о нем заботиться. Рыбак сильнее, моложе, и одет теплее Сотникова. Он не любил причинят людям зло и не терпел, когда на него таили обиду. Прямолинеен, резок.
    б) Рыбак был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, попал в глухую деревню «Корчевка». Там его вылечили местные жители.
    в) После выздоровления ушел в лес и присоединился к партизанам.
    5. Я думаю, что Сотников не хотел ничего говорить, потому что он не боялся пыток и смерти и не хотел выдавать своих товарищей – партизанский отряд.
    А Рыбак, возможно, боялся пыток и предстоящей смерти. К тому же Рыбак злился на Сотникова, потому что если бы не он, их всех бы не поймали. Перед допросом в подвале Рыбак спросил у старосты, почему сюда привели и его. На что старик ответил: «За то, что не донес на вас. Пощады мне не будет». После его слов Рыбак насторожился. И когда его повели на допрос, он старался отвечать покладисто. Следователю он понравился. Он предложил ему вступить в полицаи и хорошо обдумать это предложение до завтра. После допроса, увидев поломанные пальцы с оторванными ногтями Сотникова, он в тайне обрадовался, что избежал этого. Это опять же усилило его страх. На следующий день, когда их повели на ликвидацию, Сотников принял последнюю попытку спасти Рыбака и соврал полицаям, что он партизан, а Рыбак с ним оказался случайно, но Рыбак согласился стать полицаем. Сотников обозвал его сволочью, чтобы Рыбак опомнился, но трусость взяла вверх над Рыбаком и он пошел выполнять свой первый приказ – помочь в ликвидации и убить своего товарища.

  2. Амелия написал(а):

    1. Да, я согласна с этим, потому что на нем сделан акцент в произведении.
    2. Я думаю, что Василь Быков прибегнул к такому приему, чтобы показать узы дружеской помощи и товарищества, стоящие настолько близко с предательством и подлостью, насколько мы можем себе представить.
    3. От третьего лица.
    4. Сотников. Нездоров. Человек интеллигентного происхождения, ранее работавший учителем. По собственному желанию и стремлению бороться с врагом попал в партизаны.
    Рыбак. Здоров. Представитель низкого слоя общества, крестьянин. Пошел в партизаны, потому что так делали все. Боялся попасть в рабство к немцам.
    5. Мне кажется, что это вопрос личных соображений каждого из них, субъективных взглядов на жизнь и собственного выбора. Возможно, Сотников посчитал нужным отдать последний долг Родине, ведь совместными усилиями всех советских солдат она будет спасена. Скорее всего, это отголоски высокого воспитания и нравственно — морального облика человека. Я думаю, что Рыбак выбрал скользкий путь предательства из-за страха за свою жизнь. Может быть, он подумал, что его предательство никак не скажется на судьбе страны и лучше будет продлить свое существование, пусть и сотрудничая с врагом. Наверное, тут сказалась и его падкость на материальные соблазны и слабохарактерность, вместе с неспособностью к самопожертвованию.

  3. Екатерина написал(а):

    1. Да, я согласна с тем, что этот эпизод лёг в основу повести «Сотников», так как Василь Быков хотел показать, что некоторые люди из-за страха смерти могут предать свою Родину, а некоторые остаются верными себе и никогда не предадут свою Родину и товарищей даже под предлогом смерти.
    2. Я считаю, что автор сжал действие до такого временного промежутка, чтобы показать насколько жизнь порой бывает непредсказуема или несправедлива: ещё вчера вы были друзьями с общими целями и помыслами. И вы могли доверить свою жизнь другому. А сегодня, из-за страха, один из вас пошёл на предательство, чтобы выжить, при этом пожертвовав жизнью другого. И осознание совершённого предательства и своей трусости никогда не исчезнет и будет напоминать о себе каждый день.
    3. Повествование идёт от третьего лица.
    4. Сотников — ослабленный из-за болезни человек. Окончил учительский институт и преподавал в школе, что указывает нам на то, что он был здравомыслящим человеком. Его призвали в армию, где во время войны он командовал батареей, но после того, как её разбили попал в плен, откуда со временем сбежал и после этого по собственному желанию присоединился к партизанскому отряду.
    Рыбак — сильный человек с хорошим здоровьем. Он не обладал особым складом ума, а являлся обыкновенным деревенским парнем, привыкшим к крестьянскому труду. Он боялся попасть в Германское рабство и потому отправился в партизаны, как и многие другие жители его деревни.
    5. Я считаю, что каждый из них проявил себя по-своему из-за личных побуждений. Наверно Сотников не хотел предавать Родину и посчитал, что лучше смерть, а не предательство, либо он захотел взять всю вину на себя, тем самым спасти Рыбака. А Рыбак возможно побоялся смерти, ведь каждый человек имеет право хотеть жить, даже если ради этого придётся свернуть с правильного пути. Но также свою роль в предательстве по отношению к Родине и Сотникову сыграли его характер и непоследовательность в своих действиях из-за которых он не смог сразу понять ценность жизни товарища.

  4. Сухомлина Софья написал(а):

    1. Да, я согласна, что именно этот эпизод лег в основу этой повести.
    2. Мне кажется, что автор сжимает действие до такого краткого временного промежутка, потому что он хочет показать товарищескую помощь и настоящую дружбу.
    3. Автор ведет повествование от третьего лица.
    4. Рыбак — бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к борьбе, чем его напарник. В его воспоминаниях о прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства перед лицом смерти. Рыбак после перестрелки с полицаями возвращается к раненому напарнику не по закону взаимовыручки, а из-за мыслей об ответе перед партизанами; Он попал в партизаны так как это делали все.
    Сотников до 1939 года работал учителем в школе; в армии был командиром батареи.Финал повести показателен: измученный Сотников, с трудом взбираясь на стоящую под виселицей подставку, испытывает последнее чувство вины перед теми, кого он подвёл под петлю: старостой Петром и Демчихой. Он и Рыбака пожалел за то, что «неплохой парень покатился в пропасть, не сумел умереть, сохранив достоинство и честь. Он пошел в партизаны по собственному желанию.
    5. Сотников- настоящий герой. Он не побоялся умереть за Родину! Рыбак- предал Родину. Он побоялся смерти.

  5. Величковский Данил написал(а):

    1.Да,я согласен,это жизненная основа повести.
    2.Автор сжимает действие повести до 2 суток,думаю что для контраста между главными героями,какие они разные.
    3.Писатель ведёт повествование таким образом,что мы видим происходящее попеременно,то глазами Рыбака,то глазами Сотникова.
    4.Сотников:физически нездоров. Интеллигент,
    до войны работал учителем.Оказался в партизанском отряде по идейным соображениям,стремился бороться с врагом в любых условиях.
    Рыбак:полон жизненных сил.Деревенский парень,привык к тяжёлому крестьянскому труду.Пошёл в партизаны,потому что так поступали многие,оставаться в деревне было опасно.
    5.В повести сталкиваются люди одной страны.Герои повести-Сотников и Рыбак-в обычных условиях,возможно,и не проявили бы свою истинную натуру.Необходим «момент истины»,ситуация нравственного выбора.Проблема подлинного и мнимого героизма.

  6. Марина Тимошина написал(а):

    1Да, я согласна с этим
    2Автор пытался показать товарищество между людьми.
    3 от третьего лица
    4 Рыбак-эгоист и трус, пошёл в партизанских отряд,из-за стадного чувства. Делал всё, чтобы спасти себе жизнь и не быть отвергнутым в обществе.
    При попадании в плен предаёт.
    Сотников-бывший учитель, пошёл по собственной инициативе в партизаны. Умный и смелый. Был ранен в ногу пр перестрелке. Не побоялся предстать перед смертью, ничего не выдал немцам. Был повешан.
    5. Мне кажется, тут показывается пример сравнения двух людей. Как жалко выглядит предательство, и каково постоять за себя и за родину. После прочитанного берёт дух. Не хочется брать пример с Рыбака.

  7. Мотрев Никита​ написал(а):

    1.Да я с этим согласен, потому что он думал, что его друг мёртвый, но друг был в плену и Быков пошёл как он думал на временное предательство
    2. Чтоб не нагружать читателя событиями, а акцентировать внимание на нравственности героев.
    3. От 3-го лица
    4. Рыбак. Здоровый, сильный. Бывший старшина стрелковой роты. Его ранили, в глухой деревне его выходили местные жители, и потом он ушёл в лес к партизанам.
    Сотников. Нездоров. Был учителем​ в школе, во время войны командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого сбегает и попадает в партизны.
    5. Рыбак испугался за свою жизнь он был трусом не смотря на то что он был физически здоров и сильный, а Сотников был-герой который не боялся отдать жизнь за родину и за своих товарищей​. Мне кажется так произошло, потому что они воспитывались с детства в разных соц группах с разными моральными принципами.

Добавить комментарий