Эссе «Я учитель?»

Конкурсное задание муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2016»

Учитель… Звучит это слово как-то очень уж буднично, тихо и скромно. Для некоторых оно видится только в серых тонах. Но если смотреть не на верхушку айсберга, а нырнуть под воду, вглубь, можно увидеть целую палитру разных цветов и оттенков, кипящих и бурлящих:  радость, разочарование, улыбки, слезы, смех, тоску, восторг, грусть и столько всего, что не перечислить.

«Зачем ты пошла в школу работать, это же так скучно? Да и ответственность какая», — на встрече выпускников спрашивают меня одноклассники…

2008 год, 23 мая, 18 гимназия. Последний звонок. Впереди выпускные экзамены и поступление в университет. Директор произносит торжественную речь. Очень волнительно и почему-то грустно. Все одноклассники стоят, улыбаются. Кто-то из наших парней-дебоширов за спиной без устали шутит про то, что мы скоро станем свободными от этого «школьного рабства». Подходит Ольга Викторовна, наша блистательная учительница русского языка, шепчет: «Если хотите сдать все экзамены на 5, нужно во время директорской речи положить пятак под пятку». Полинка, ныне мастер спорта и тренер по плаванию в Санкт-Петербурге, судорожно ищет пятаки. В этот момент директор произносит фразу: «Школьный выпускной, он не повторяется, запомните его. Жениться можно дважды, а то и трижды. Можно даже повторно умереть. Но школьный выпускной — он такой один». Вся параллель закатывается истерическим хохотом. Мне тоже смешно, но почему-то на глаза набегают слезы.

Вот наградили всех отличников и хорошистов почетными лимонами (да-да, именно лимонами, почему-то всем учителям хотелось сделать вечер как можно забавнее и непринужденнее). Вот мы торжественно выходим из спортзала. И вот я, в фартуке, с двумя несуразными хвостиками и почетным лимоном на груди, выхожу из зала, заливаясь слезами. Ольга Викторовна подходит:

— Что случилось, Лена?

— И что, на этом все, Ольга Викторовна? Мы больше в школу не вернемся?

— Почему же? Будете приходить иногда, навещать нас, — смеется.

Десять лет пролетели как одно мгновение…

Уже 6 лет я вхожу в школу не как ученица. Нет, я не чувствую себя серьезной и деловой. В душе я все еще осталась той одиннадцатиклассницей, которой так не хотелось расставаться со школой. До сих пор я волнуюсь и не сплю целую ночь перед Первым сентября. Все также по вечерам я готовлюсь к урокам (только теперь на это уходит почему-то намного больше времени — а ведь в детстве мне казалось, что учителю вообще к работе готовиться не нужно). И каждую неделю я с нетерпением и трепетом жду наступления субботы. Ведь именно этот день можно посвятить главным урокам — урокам, которые не обозначены в расписании, да и торопиться проходить программу на них не нужно…

Да, главные уроки… Но что же самое главное в работе учителя? Этим вопросом задаются все, кто имеет хоть какое-то отношение к школе. Таких людей у нас не так уж и мало: это дети, учителя, родители, администрация и даже дедушки с бабушками. И у каждого свое видение школьной жизни — и процесса, и результатов обучения. Кто-то говорит, что важно детей подготовить к итоговой аттестации. Некоторые утверждают, что самое главное – это воспитание всесторонне развитой личности. Нередко можно услышать, что важнее всего подготовить детей ко взрослой жизни, приучить их к самостоятельности и ответственности. Я считаю, что всё перечисленное будет достигнуто только в том случае, если самой главной целью мы ставим перед собой воспитание Человека. «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа», — писал Джон Локк. И тут не важно, о чем мы будем рассказывать детям, или какие задачки будем с ними решать, самое главное — самому быть достойным примером. И не жалеть собственных сил. Процесс воспитания — это ведь очень глубокий процесс. Он подразумевает под собой не только передачу накопленного опыта и знаний. Воспитать — это еще и отдать частичку себя, своей души. Не знаю, может, это громкие слова. Только вот когда я посещаю уроки своих коллег, я вижу, как они дарят свое душевное тепло детям…

2013 год, 23 мая, школа «Эврика-развитие».

— Лена, ну ты подумай, они же такие хорошие, и ты с ними прекрасно ладишь. Тем более, что это твой первый класс, ты с ними педпрактику проходила. Они тебя только радовать будут, — уговаривает меня Алла Юрьевна, мой наставник (собственно, из-за нее я в том самом 2008-м снова пришла в школу, только на этот раз в качестве практикантки Музыкального училища).

— Алла Юрьевна, Вы так говорите, будто я котят на рынке покупаю.

Смеется в ответ.

— Конечно, я подумаю. Просто тогда мне придется уж наверняка жизнь со школой связать.

— Ты ее и не развязывала, — снова шутит она.

И вправду, я ни на год со школой не расставалась…

Чтобы подготовиться к работе классного учителя, я читала методическую литературу все лето. Все-таки по образованию-то я музыкант. Методику, конечно, нам преподавали как дисциплину, но теперь я чувствовала, что этого мало. И вот конец августа, класс еще не полный, в него нужно добрать несколько учеников.

Мое первое собеседование с семьей будущего пятиклассника. Я выступаю в новой для себя роли. Волнуюсь. Заходят. Мама такая ухоженная, аккуратная. Пальцами бусы перебирает, видимо, тоже волнуется. Мальчишка с ней смугленький такой, улыбчивый. Начинаем беседу. Говорит в основном она, парень все вокруг оглядывает, молчит.

— Вы знаете, мы очень к Вам в класс хотим попасть. В предыдущей школе у него контакт с ребятами не сложился, тяжело было. Учились, вроде, хорошо. Он у нас хороший парень, только домашний очень.

— А как зовут-то? — обращаюсь я к хорошему парню.

Молчит в ответ.

— Вы знаете, он у нас в школе ни с кем не разговаривал, даже с учителями, — шепчет на ухо мне мать, — да и вообще все четыре года за последней партой просидел. И друзей у него никогда не было.

— А как же он учился? Да еще и хорошо?

Мама отводит взгляд.

Петьку, хорошего парня, все-таки взяли в класс. Честно говоря, я не возражала, да меня особенно никто и не спрашивал. Только вот после изучения всего личного дела оказалось, что там целый букет трудностей, коррекционная справка 7 вида, да и педагогическая запущенность к тому же. Первую четверть он даже в класс входил только в сопровождении папы. «Ну, ничего, значит, мне предстоит большая работа с семьей. Почитаю дополнительной литературы, с психологами буду консультироваться. Поможем хорошему парню», — настраиваю я себя…

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость», — писал Антон Семенович Макаренко. Часто можно услышать от учителей, что они сталкиваются с рядом проблем: с невнимательностью учеников, их отвлеченностью от урока, низкой мотивацией. Это может быть связано с тем, что ребенку неинтересен или непонятен представленный материал, возможно, он не видит своей роли в уроке. Зачастую ему проще взять на себя роль пассивного наблюдателя, чем активного участника. А раз так, то перед педагогом стоит задача удивить, заинтересовать и замотивировать своим предметом. Большое значение в решении подобных задач имеет именно внеклассная деятельность. Во время таких занятий дети раскрепощаются — они готовы сотрудничать с учителем и, конечно же, играть в разные игры. Игра — это ведь ведущий вид деятельности ребенка, игра создает комфортную среду общения и взаимодействия. Каков ребенок в игре, таким он будет и в учебной ситуации, и в работе.

Именно этому посвящены наши субботы. Мы проводим с детьми киноклубы, играем в ролевые игры, просто свободно беседуем, поем под гитару и реализуем различные метапредметные проекты. Конечно, для детей они носят обычно куда более простое название, например, Рыцарский турнир (Ох уж этот профессиональный язык!). Безусловно, я говорю не только про свой класс, но и про многих других детей, для которых я до внеклассного знакомства значусь только учителем музыки. Представляете себе восторженное удивление третьеклассника, когда он увидел своего учителя музыки летящим с горы на сноуборде? Можете мне не верить, но катание на сноуборде с детьми и  их родителями помогло мне решить множество проблем с ребятами, к которым я долгое время не могла найти подход. Митя из третьего класса стал включаться в уроки, даже глаза загорелись. Значит, правильной дорогой иду!…

Поднимаюсь на четвертый этаж. На лестницу выбегают три лучших друга, смеются, что-то громко обсуждают.

— Здравствуйте, Елена Эдуардовна! Вы сегодня хорошо выглядите! — кричит мне один из них.

— Спасибо, Петя. Пойдемте на урок. У нас сейчас с вами музыка будет, сегодня к концерту готовимся.

Захожу в класс.

— Ой, а что это у нас фантики на полу валяются? Давайте уберем скорее, — обращаюсь к ребятам.

— Елена Эдуардовна, а я партию всю выучил. Дома репетировал все выходные, — говорит мне Петька, садясь за первую парту.

Тут я замерла посреди класса, смотрю на них. Вот Петя сидит, даже партию выучил, молодец. Учиться лучше стал, контрольную работу по математике недавно хорошо написал, а ведь первое время глаз от пола не отрывал даже. А вон Маша моя, как всегда в телефоне, ей наверняка новый поклонник пишет. Но Есенина она лучше всех наизусть читает. Таня сидит, наушников не снимая, устала. А ведь вчера такой гениальный доклад по географии подготовила. Все у них будет здорово, всему они научатся, да и экзамены сдадут наверняка на отлично. Главное — не сдавать и не сдаваться! А мне важно про Главную цель мою не забывать…

Моя жизнь яркая и насыщенная, она полна экспериментов, падений и взлетов, ошибок и побед. Я стараюсь развиваться вместе с этими невероятно талантливыми и изумительными детьми. Я хочу их удивлять и видеть этот невероятный восторг в их глазах, когда они открывают что-то новое вместе со мной. И к чему бы мы не прикасались — будь то музыка, литература или физическая культура — важно оживить каждый урок и сделать его полезным для подрастающего Человека. Надо ли читать отдельные проповеди, чтобы воспитать Его? Нет, достаточно быть живым примером и вместе смотреть вперёд. Учитель ли я? Да, я — учитель. Я иду в ногу со временем.

— …Ребята, вот вы спрашиваете, зачем я в школу пошла. Конечно, это колоссальная ответственность. Но вот только в школе ни секунды не бывает скучно.  Правда, Полинка? Да вы сами попробуйте, тогда и узнаете», — с улыбкой отвечаю я удивленным одноклассникам.

One comment

Добавить комментарий